Охрана труда
- Просмотров: 3480
Специальная оценка условий труда
Согласно действующему законодательству Российской Федерации специальную оценку условий труда обязаны проводить все предприятия и организации, независимо от вида деятельности, формы собственности и организационно-правовой структуры.
Под специальной оценкой условий труда понимают комплекс мероприятий по проверке рабочих мест сотрудников всех подразделений организации. Основная цель проведения СОУТ – установление фактов воздействия, которые могут повлиять на условия труда сотрудников и сделать их вредными и/или опасными. Таким образом, в процессе проверки устанавливаются не только элементы фактического воздействия, но и потенциальные факторы, которые могут негативным образом повлиять на условия труда сотрудников, и, как следствие, на их жизнь и здоровье.
Обязанность работодателя проводить специальную оценку условий труда, а также порядок организации и оформления специальной оценки условий труда утверждены трудовым законодательством и федеральными законами. С одной стороны, Трудовой кодекс Российской Федерации гарантирует каждому работнику право на безопасный труд, и прямая обязанность работодателя – обеспечить для этого благоприятные условия.
С целью контроля за соблюдением трудового законодательства, на федеральном уровне был принят закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступивший в силу 01.01.2015г. Согласно нормативному акту, работодатель обязан осуществлять проверку условий труда на предмет установления возможной опасности и факторов, которые могут негативно повлиять на здоровье работника. Обеспечить проведение специальной оценки условий труда в установленном порядке – обязанность каждого работодателя, в том числе организаций всех форм собственности независимо от количества сотрудников в штате, а также индивидуальных предпринимателей с наемными работниками.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится в отношении всех рабочих мест, в том числе с компьютерами и оргтехникой, за исключением:
- дистанционных работников;
- надомников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Действующее законодательство обязует работодателя проводить специальную оценку условий труда по факту введения в действие рабочего места. То есть специальная оценка условий труда должна быть проведена:
- перед началом ведения деятельности организации – для всех помещений и подразделений;
- после модернизации оборудования;
- в случае изменения производственного процесса;
- при использования в хозяйственной деятельности нового помещения;
- в случае изменения средств индивидуальной защиты, применяемых в организации.
Таким образом, специальную оценку условий труда необходимо проводить комплексно в начале ведения деятельности, а также при вступлении в силу каких-либо производственных или иных изменений – локально, по месту проведения таких изменений, для установления их влияния на работников.
В случае если на предприятии произошел несчастный случай (травма сотрудника, т.п.), то работодатель по настоянию профсоюза или по собственной инициативе, может провести внеочередную специальную оценку условий труда. Цель проверки в данном случае – установить, повлияли ли условия труда на произошедший несчастный случай. Срок специальной оценки условий труда в описанной ситуации – не позже 6-ти месяцев с момента наступления несчастного случая (травмы, т.п.).
Классификация результатов специальной оценки условий труда
Конечная цель специальной оценки условий труда – классифицировать условия труда в соответствие с установленными категориями:
- если по итогам специальной оценки условий труда условия признаны соответствующими нормам, то такие условия признаются оптимальными;
- в случае если результат проверки соответствует нормам, но находится на минимальной границе, без ее превышения, то такие условия труда считаются допустимыми;
- условия, при которых на работника напрямую воздействуют вредные факторы, признаются вредными;
- если при выполнении должностных обязанностей для работника существует прямая угроза жизни и здоровью, то считается, что такой сотрудник трудиться в опасных условиях.
При специальной оценки условий труда обследуются все помещения (как производственные, так и учебные, офисные, т.п.). Условия труда определяются в разрезе наличия/отсутствия вредных и опасных факторов.
Должность сотрудника и структурное подразделение на результат специальной оценки условий труда не влияют. К примеру, если сотрудник бухгалтерии не имеет каких-либо обязанностей, выполнение которых может принести угрозу здоровью, но рабочее место такого сотрудника находится на территории помещения/здания с загрязненной атмосферой, то в таком случае условия труда признаются вредными.
Ответственность непроведение специальной оценки условий труда
В случае если работодателем не проведена специальная оценка условий труда, либо она осуществлена с нарушением установленных норм, действующим законодательством предусмотрены следующие меры взысканий:
- административный штраф от 5 000,00 руб. до 10 000,00 руб., который налагается на ответственных должностных лиц (руководитель организации, т.п.);
- штраф от 5 000,00 руб. до 10 000,00 руб. в случае непроведения специальной оценки условий труда индивидуальным предпринимателем;
- штраф от 60 000,00 руб. до 80 000,00 руб. – для организаций, нарушивших порядок проведения специальной оценки условий труда.
Документы:
110 от 27.09.2021_О проведении Месячника гражданской обороны
Федеральный закон о специальной оценки условий труда № 426 от 28 декабря 2013 года
Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда
Перечень по улучшению условий труда
Об организации работы по расследованию и учету микротравм